Одесса в фотографиях (cdyu) wrote,
Одесса в фотографиях
cdyu

“Алтарь наций” в Одессе вызвал церковно-политический раскол

События, достойные пера Булгакова, происходят в Одессе этим летом. Словно бы сам Вельзевул крутит умами местных политиков и духовенства. И весь кавардак начался вокруг “Алтаря наций”: это экспозиция Оксаны Мась, которая с разрешения местных властей размещена до сентября на Греческой площади.

Министерство культуры Украины, якобы под патронатом которого начиналась выставка, сейчас пытается откреститься и наотрез отказывается отвечать на письменные запросы. Сотрудники министерства за две недели не смогли пояснить, на основании каких критериев они решили, что работа Мась достойна официальной поддержки со стороны государственного органа. Неофициальные источники говорят, что в министерстве уже очень жалеют, что связались со скандальной художницей.

Из-за этой экспозиции рассорился также местный одесский политикум и духовные лидеры. Настоятельница женского монастыря матушка Серафима открыто перечит Митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу. Агафангел, в свою очередь, разошёлся во мнениях с вышестоящей инстанцией: митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.

eggs

Церковный конфликт вызвал последующие бурления в Одесском городском совете. Чиновники, которые присутствовали на открытии выставки, и сами не знали, что попадут в центр скандала: это секретарь горсовета г-н Брындак и вице-мэр по культуре г-жа Павлова. Близкие к окружению Агафангела депутаты вроде Игоря Маркова (да и лично мэра Алексея Костусева) никак не простят им участия в бесовском шабаше.

Между тем, сама Мась старается сохранять непогрешимый вид: с чистым взглядом невинной праведницы. Самое интересное, что свою вину Мась признавать не хочет и упрямо говорит, что она преследует вполне благочестивые цели. Но как этому поверить, если вокруг выставки творится такое!

Вельзевул в демонологии — символ ложного божества. Вот и “Алтарь наций” постоянно меняет ипостаси. Лишь под давлением церкви художница была вынуждена извлечь яйца с изображением смертных грехов, размещённые прямо в глазах лика, изображённого в “Алтаре наций”!

Интересно, что ранее Мась неоднократно утверждала, что её выставку одобряет лично митрополит Владимир. На самом деле, речь идёт “о благословении на работу”, которое было получено ещё когда не было известно, как именно Мась реализует свою идею. В общем, составлять из людских грехов святые лики разрешения никто не давал. Но отозвать своё благословение Владимир уже не может: высокий статус не позволяет, это будет как-то несерьёзно. Благословение — это ведь не воробей. Вылетит — не поймаешь. Так что приходится Владимиру придерживаться первоначально взятой линии даже помимо воли.

Линию центральной церковной власти поддержала матушка Серафима из женского монастыря в Одессе (она также депутат в городском совете). Серафима опубликовала письмо, которое гласит, что “синодальный отдел “Церковь и культура” с интересом следит за творческими изысканиями Оксаны Мась”.

А вот ведомство митрополита Агафангела в Одессе жёстко осудило выставку и сообщило о недопустимости “подмены понятий”: в редакции “Храбро” есть письмо из Епархии на данный счёт. Мол, негоже составлять из грехов святые лики. Бесовское это ремесло.

— Я сделала всё, что обещала отцу Олегу Мокряку (близкий к Агафангелу протоиерей), — рассказала “Храбро” Оксана Мась, — я убрала изображения смертных грехов и с православной церковью у нас конфликт закончен.

“Конфликт закончен” — говорит сама художница, но поверить ей уже сложно. Кто проводил экспертизу выставки? Кто проверил: действительно ли здесь нет бесовщины? Экспертизы не было, а значит, козни продолжаются.

Например, сам Олег Мокряк сейчас называет выставку “лжеискусством”. А обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин завил, что ритуальный смысл кощунства в том, что все, кто купят билет на эту выставку, поучаствует в надругательстве над Христом Спасителем, но, к сожалению, каждому за это придётся ответить в течение своей последующей жизни.

Чтобы предупредить верующих об этой опасности, одесские православные активисты уже несколько раз водили крестные ходы вокруг злосчастного павильона и даже стояли на коленях, изгоняя бесов.

— Нужно понимать, что “Гентский алтарь” (с которого скопирован “Алтарь наций”) это католическая картина братьев ван Эйков, там православия нет вообще, в католицизме вообще нет икон, — крутит Мась. — Меня проклинают люди, которые просто не разобрались и ничего не понимают в искусстве. Им показалось, что там есть православные кресты, а это абсолютно католическая картина.

Тогда тем более странно: как создание пародии на “католическую картину” могли поддержать иерархи православной церкви? Скорее всего, насчёт этой поддержки Мась точно лукавит. Потому что при всей толерантности современных взглядов, конкуренцию церквей ещё никто не отменял.

Тем не менее, Мась не верит, что Агафангел дал разрешение на сожжение её портрета (портрет планировал сжечь кавалерист и весельчак, г-н Дорошенко) и называет это колдовским мероприятием.

Отметим, что ранее Агфангел благословил пресс-конференцию, на которой православная общественность обсуждала скандальную экспозицию, а после состоялся ряд акций, на одной из которых афонский старец Серафим возглавил крестный ход с целью изгнания дьявола из павильона.

Сейчас дошло до планов отлучения Мась от православной церкви (почти анафема). Логично: ведь бесовской павильон по-прежнему находится в центре Одессы и вокруг него по-прежнему протестуют верующие.

По сути, у Мась есть выбор: либо остаться в лоне Русской православной церкви — раскаяться и убрать бесовскую выставку. Либо же продолжить сохранять невозмутимый вид и быть пособницей в кознях коварного Вельзевула.

Конечно, можно посмотреть на работу Мась и с точки зрения атеиста. Если закрыть глаза на религиозную составляющую, что мы увидим? Мы увидим простую поделку пиксель-арта, не представляющую никакой художественной ценности. Увидим захвативший тротуар павильон с платным входом и быковатой охраной (охраны так много, как будто эти яйца Мась кто-то собрался воровать).

Так что, временное это всё.

В сентябре Мась укатит дальше: с анафемой или без. Будет снимать деньги и бередить умы в других городах, а осадок от ссоры останется. Но пройдёт и это: в конце-концов, на одной Мась свет клином не сошёлся. Поэтому дай нам всем Господь разума отличить истинное от наносного.
Tags: thebook
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments